В этой статье собираю информацию об учебной танковой бригаде № 8. (составитель Беляева О.Б.)
Из истории:
"Система подготовки танкистов на Урале осуществлялась войсковыми и вневойсковыми способами. К войсковым способам относились: обучение офицеров-танкистов в военных училищах, на курсах младших лейтенантов, курсах усовершенствования командного состава; младших танковых специалистов — в запасных и учебных танковых полках. К вневойсковым способам относились: обучение танковым специальностям гражданской молодёжи без отрыва от производства при заводах, танковых частях и некоторые другие".
"Именно на Урале произошло, по меткому выражению писателя К. Раша, рождение новой танковой нации, почвой и основой которой стали заводы2. В июне 1941 г. правительством был установлен порядок отправки танков и бронемашин с заводов на фронт только в составе сформированных, укомплектованных и сплоченных в боевом отношении маршевых рот*. Причём обучение членов экипажей предполагалось непосредственно в центрах производства танков. Данное постановление определило в дальнейшем решающую роль Урала в сложившейся системе подготовки танковых экипажей для фронта. Отныне число обучаемых танкистов напрямую зависело от количества выпущенной заводами боевой техники. Трагические события первого периода войны выдвинули Урал на роль не только основного производителя танков и САУ в СССР, но и важнейшего, а по ряду специальностей единственного, центра учёбы танкистов. Этот факт в послевоенные годы незаслуженно оказался забытым. К 1943 г. из восьми имевшихся в Красной Армии учебных танковых бригад четыре дислоцировались на Урале**. Именно Уралу принадлежит основная заслуга в обучении и первичном боевом сплачивании половины всех маршевых танковых рот, из которых уже потом формировались танковые бригады, корпуса, армии".
*Строительство и боевое применение советских танковых войск в годы Великой Отечественной войны. М., 1979. С. 90.
Маршевая танковая рота — временное воинское подразделение, готовое к боевому применению, укомплектованное по нормам военного времени новой боевой техникой, вооружением, боеприпасами, ГСМ, продовольствием, вещевым и другим имуществом, личный состав которой предварительно сплачивался как в составе экипажей, так и в составе роты.
** ЦАМО РФ. Ф. 38. Оп. 11371. Д. 1. Л. 25.
Источник: Ковшов Игорь Валентинович. Танковые резервы на южном Урале в годы Великой отечественной войны: опыт и результаты подготовки специалистов
Постановлением правительства № 1749-756 от 25 июня 1941 г. отправка танков с заводов промышленности должна была производиться только в составе сформированных, укомплектованных личным составом и матчастью сколоченных маршевых рот.
Для обеспечения этого при заводах создавались учебные батальоны и роты.
До января 1943 г. система подготовки экипажей Т-34 была следующей. В учебных полках готовились курсанты по специальностям, после чего они переходили в запасные или батальоны, где танкисты изучали матчасть, проводилось сколачивание экипажей и рот, а затем их отправка на фронт. При такой схеме запасные полки и батальоны были самостоятельными и ответственности за полную и окончательную подготовку экипажей по существу никто не нес.
Для повышения качества и ответственности за подготовленные экипажи и сокращения количества частей, подчиненных непосредственно командующему бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии, приказом НКО № 003 от 3 января 1943 г. на базе существующих учебных и запасных частей создаются восемь учебных танковых бригад. Каждая из них состояла из управления, двух учебных и запасного танковых полков. Как и раньше, учебные обучали курсантов, после чего их переводили в запасной, где проводилось сколачивание экипажей, взводов и маршевых рот, получение с завода матчасти, полное укомплектование рот и их отправка на фронт. Но в отличие от предыдущей организации, теперь весь процесс подготовки танкистов шел под единым руководством.
Для Т-34 кадры готовили 2-я (при заводе № 183: 19-й, 25-й учебные, 1-й запасной полки), 3-я (при заводе № 112: 9-й, 10-й учебные, 3-й запасной полки) и 8-я (при Уралмашзаводе: 11-й, 29-й учебные, 8-й запасной полки) учебные танковые бригады средних танков, а также 7-я учебная бригада средних и тяжелых танков при Кировском заводе (13-й, 30-й учебные, 7-й запасной полки). Численность учебной бригады средних танков составляла 1 847 человек постоянного состава и 9 468 курсантов.
Источник http://tankfront.ru/ussr/train/kadri_t-34.html)
С.С. Агеев (музей истории УЗТМ):
"Да, танковая полковая школа. В 1942 г. до наших командиров, наконец, дошло, что экипажи танков надо формировать в тылу. Там же обучать их тактике танкового боя и т.д. И при танковых заводах такие школы создали, при Уралмаше их было даже две. Будущие танкисты участвовали в сборке машин, их обкатке, пристреливали пушки. Эффективность танков и САУ на поле боя сразу же возросла".
(https://www.facebook.com/o.b.belyaeva/posts/10212795256791107)
"Танки могли обкатывать только их испытатели и военнослужащие танкисты. Испытателям, а это были сталинградцы, курсы ни к чему. А вот красноармейцам, попавшим в запасные полки, учеба была необходима. Но только это уже не курсы, а полковая учебка."
Учебная танковая бригада №8
сформирована 1 февраля 1943 г. Бригада формировалась в январе 1943 г. на основании приказа НКО СССР № 003сс «о формировании учебных танковых и броневых бригад» от 3 января 1943 г.
На формирование 8-й учебной танковой бригады Т-34 обращались 11-й и 29-й отд. учебные танковые полки и 27-й отд. учебный танковый батальон.
Управление бригады (штат № 010/400) - г. Свердловск
11-й учебный танковый полк Т-34 (штат № 010/401) - г. Свердловск
29-й учебный танковый полк Т-34 (штат № 010/401) - г. В. Уфалей
8-й запасный танковый полк (штат № 010/402) - г. Свердловск
Учебные танковые и броневые бригады подчинить командующему бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии через начальника Главного управления формирования и боевой подготовки бронетанковых и механизированных войск Красной Армии.
Про 29 УТП найдено немало ресурсов:
музей В.Уфалея, сайт о Победе,
Серия фотографий, сделанных в мастерских ремонтной роты 29-го учебного танкового полка 8-й учебной танковой бригады Уральского военного округа; 1944-й год. 29-й учебный танковый полк в указанный период дислоцировался в городе Верхний Уфалей Челябинской области, и как и вся 8-я учебная танковая бригада, осуществлял подготовку членов экипажей танков Т-34.
Про 11 УТП и 8 ЗТП пока информации мало
Про полк танкистов (учебный танковый полк) писали в книге Неизвестный Уралмаш (С.Агеев, Ю.Бриль)
Вопрос, где располагалось жилье?
А где учебные классы?
Из своих источников мне известно (в поисках официальных бумаг) , что в школе 79 (ул. Ворошилова, ныне ул. 22-го партсъезда, 8) размещался учебный танковый полк при УЗТМ. По воспоминаниям людей, которые уже ушли от нас, танковая учебка располагалась в школе 79. И из одного источника слышала предположение, что это была вечерняя школа напротив (22-партсъезда, 11). Выясняем!
Какой УТП? 11-й?
11 учебный танковый полк
"30 сентября 1942 г. на основании директивы НКО № 154/111 в Свердловске на базе 19-го автомобильного учебного полка был сформирован 11-й учебный танковый полк по профилю Т-34. Дислоцировался в Свердловске.
Приказом НКО СССР № 003сс от 3 января 1943 г. полк переведен на штат № 010/401 (Т-34) и включен в состав 8-й учебной танковой бригады".
Командовал 11 УТП подполковник Лосев Александр Петрович
Из наградного листа (ранее, чем выше указанный)
Командиры учебной танковой бригады 8 (8 учтбр)
на 09.43 ПРОСКУРОВ Иван Иванович, полковник
25.04.1944 - 00.12.1945
Перевозов Константин Григорьевич, 1899 г.р.
Невжинский Михаил Васильевич
Скульптура танкиста
была установлена напротив школы, на противоположной стороне улицы, в скверике.
Жители Уралмаша до сих пор спорят, была ли это фигура танкиста или летчика. Танкиста! И понятно почему.
Александр Ш., который учился в школе 79, вспоминает: "10 лет ходил в школу 79 мимо танкиста, отдавал честь"
Наталия Кобелева Бобкова вспоминает:
"Я помню этот памятник, т.к. училась в школе 79. Пока школа
работала-за памятником следили. Перед младшей школой 115 в здании временно были
классы школы раб молодежи. Памятник начал разрушаться, а жаль...
До 1975- 79 памятник еще держался. С дочерью гуляли там. После этого сначала осыпался. Потом отлетела голова и под конец остался один постамент к 1996 он был разрушен".
Пример удостоверения танкиста
Удостоверение Засухину П.И. в том, что он при обучении в 13-ом УТП сдал государственные экзамены
Удостоверение на одном листе пожелтевшей бумаги с отметками по сл. дисциплинам: тактика, радиосвязь, техника, парковая служба, вождение. В верхнем левом углу надпись: Танкист! Тебе вручена боевая машина. Для неё нет преград, если ты хорошо знаешь её
Где располагались казармы танковых полков?
"В соцгороде организовали специальную воинскую часть, которая готовила и комплектовала боевые расчеты машин. Для воинской части построили вполне удовлетворительное жилье со всем необходимым комплексом для проведения с командирами танков занятий теоретических и практических. На УЖКХ была возложена задача по созданию бытовых условий в этом жилье. Мне кажется, что эта задача выполнялась вполне удовлетворительно, т.к. за все это время существования этой воинской части не было никаких конфликтов и жалоб директору завода. Каждый экипаж танка испытывал свою машину, после чего погружался на железнодорожную платформу и отправлялся на фронт" Источник музей истории УЗТМ.
С.С.Агеев пишет:
Разбирая фонд воспоминаний ветеранов Уралмашзавода, нашел воспоминания начальника строительно-ремонтного цеха №109 УЖКХ Л.В. Салова. А в них упоминание о давно забытом Танковом городке. Располагался он в районе нынешних улиц Лукиных-Донбасской. Это была казарма военнослужащих запасного танкового полка.
Танкисты, учившиеся в 11 и 8 ТП
Прокудин Иван Николаевич
Кочнев Алексей Филиппович
Кочнев Алексей Филиппович, 1923 г.р.,место рождения - Свердловская обл., Камышловский р-н, с. Кочневское. Место жительства - г. Камышлов Свердловской обл. В составе Уральского добровольческого танкового корпуса отбыл на фронт из Свердловска в 1943 г. Последнее фото перед отправкой на фронт датировано 9 мая 1943 г. Надпись на фото:"г. Свердловск, 8-й О.З.Т.П. (8 отдельный запасной танковый полк), 09.05.1943 г. На память родным от Кочнева Алексея Филипповича" Известно, что он участвовал в Курской битве и др. сражениях. Писем не сохранилось. Мать - Кочнева Дарья Павловна.
Кулюдо Леонтий Степанович
«Первый бой корпус принял 27 июля 1943 года во второй фазе
Курской бит- вы». После Курской дуги корпус вошел в состав 1-ой Гвардейской
танковой армии. После великого танкового сражения прадедушку направили на
переподготовку в 11-ый учебный танковый полк, находившийся на Урале.
Механики-водители старшины П.Д. Ковалев, Л.С. Колюда
командиры орудий старшины И.И. Скакунов и Г.Е. Шкут.
После излечения Ковалев был направлен в 11-й учебный
танковый полк, находившийся на Урале. Здесь он подружился с Колюдой,
Скакуновым и Шкутом, ознакомил их с телеграммой Сталина, и они также решили
передать свои сбережения на строительство танков. И вот друзья на своих
машинах – в 1-й гвардейской танковой армии»
Источник https://school-herald.ru/pdf/2017/1/158.pdf
Григорий Степанович Баранов
На фронт они уходили тысячами. Теперь их осталось чуть больше десяти. 11 марта (1943) для каждого из них не просто дата образования танкового корпуса. В этот день перевернулась их жизнь. "В этот день я на Уралмаше попал в запасный танковый полк, где пробыл полтора дня и нас направили в 11 учебный танковый полк", - вспоминает ветеран Великой Отечественной войны Григорий Баранов. А потом были битвы на Курской дуге. Ранения. И долгожданная победа. Григорий Баранов дошел до Берлина в составе Уральского добровольческого танкового корпуса.
"Согласно предписанию я прибыл 3 мая в распределительный пункт, представлявший собой большое помещение, в котором толпились призывники в ожидании своей участи.Через какое-то время появился офицер-вербовщик. Он попросил подойти к нему для беседы тех, кто имеет среднее и выше среднего образование. Я, естественно, подошёл вместе с другими «образованными» призывниками. Офицер сказал, что он представляет 11-й учебный танковый полк, и стал соблазнять нас учиться на радистов-пулемётчиков танка Т-34. Он говорил нам, что радисты-пулемётчики – это интеллигенция танковых войск. Мне понравилась перспектива стать интеллигенцией. Кроме того, я любил технику и, тем более, радиотехнику. Короче – я согласился, и меня отвезли в полк.В полку, который располагался в окрестностях Свердловска, меня помыли в бане, выдали форму и начали обучение. Теперь я назывался курсантом. Я был определён во взвод лейтенанта Шестакова, который «в миру» был учителем. Это был прекрасный, добрый человек, но с ним я имел дело только во время технической учёбы.Всей нашей бытовой жизнью руководил старшина. Он учил нас подшивать подворотнички, наматывать портянки и обмотки, чистить ботинки. От ботинок с обмотками можно было избавиться только при отправке на фронт – фронтовиков снабжали сапогами.Старшина делал с нами по утрам зарядку на воздухе (в любое время года), водил в столовую завтракать, обедать и ужинать, занимался строевой подготовкой.Я без труда вписался в армейскую жизнь. После самостоятельной жизни на «гражданке», с постоянными заботами о пропитании, о починке обуви и одежды, о стирке белья, не говоря уже о необходимости ходить на лекции, сдавать зачёты и экзамены, армейская жизнь показалась мне просто блаженством.Полное расслабление, никаких забот: тебя разбудят, заставят сделать зарядку, сводят на завтрак, обед и ужин, скомандуют «отбой», и ты ляжешь спать, с приятным сознанием того, что утром тебя поведут на завтрак. Раз в неделю тебя строем сводят в баню и выдадут чистое, свежее бельё.Думаю, что те, кто попал в армию из дома, не разделяли моих чувств. А мне было хорошо – я с удовольствием расстался со свободой и самостоятельностью, которой я так радовался вначале.Кстати о питании. Кормили нас не плохо, но не до отвала, а по тыловой норме, поэтому предвкушение очередного посещения столовой было нашим постоянным состоянием. Тем не менее, после голодной студенческой жизни я стал быстро полнеть, а те, кто пришёл в армию из дома, стали худеть.Некоторых из моих «образованных» товарищей тяготила необходимость подчинения малограмотному старшине. Они вступали в пререкания, что обычно кончалось внеочередным мытьём полов в казарме после отбоя.Я же был начисто лишён этого комплекса. Сознавая своё превосходство в образовании, я понимал обострённую чувствительность старшины, деревенского парня, к тому, как относятся к нему «интеллигентные» подчинённые. Старшина добросовестно исполнял свои нехитрые обязанности, а я старался не травмировать его самолюбие.Я быстро понял суть служебных взаимоотношений в армии. Никогда не возражай начальству. Если даже тебе приказывают сделать глупость, надо говорить «Есть!». После этого ты можешь сделать приказанную глупость, и начальство само поймет, что приказ был глупый. Можно и не выполнить приказ, объяснив причину невыполнения. Это будет всё-таки лучше, чем вступать в пререкания. Хочу предупредить читателя, что эти принципы относятся только к службе в армии. Их нельзя переносить автоматически в другие сферы деятельности.Теперь о глупых, с точки зрения «интеллигента», занятиях, а именно о строевой подготовке, т.е. о хождении в строю, об отдании чести, о строевом шаге, о поворотах «нале-во!», «на пра-во!», «кру-гом!», о команде «равнение направо! и т.п. Во-первых, всё это не так уж глупо с точки зрения порядка. А с другой стороны, сколько в жизни приходится делать неинтересных вещей, от которых нельзя отказаться. Чтобы такие занятия не были в тягость, надо превратить их в игру. Я придерживался этого принципа всю дальнейшую жизнь. Это помогало мне сохранять ощущение радости бытия. Однако вернёмся к занятиям по строевой подготовке.Отрабатывается обращение к нижестоящему начальству в присутствии вышестоящего начальства. Старшина изображает генерала, а один из курсантов – полковника. Я приближаюсь к «генералу» вначале обычным, но молодцеватым шагом, а за десять шагов, как положено по уставу, перехожу на строевой шаг, т.е. поднимаю ноги, как можно выше, и топаю, что есть силы подошвами о землю. Не доходя трёх шагов до «генерала», останавливаюсь в стойке «смирно», прикладываю правую руку к пилотке и ору: «Товарищ генерал! Разрешите обратиться к товарищу полковнику!» «Разрешаю», – говорит «генерал». Тогда я обращаюсь к «полковнику»: «Товарищ полковник, разрешите взводу оправиться!» «Разрешаю», – говорит «полковник». Совершив поворот «кругом» через левое плечо, оборачиваюсь лицом к взводу. «Взвод, – командую я, – разойдись! Можно оправиться». Старшина и курсанты хохочут. Должен заметить, что термин «оправиться» имеет двойное значение: привести себя в порядок и пописать.Я любил строевую подготовку. Проводилась она вне расположения полка, в лесочке. Позанимавшись с нами, старшина командовал: «Разойдись, можно отдохнуть!» Мы валялись на травке под лучами летнего солнца.После окончания занятий старшина вел нас в строю на обед. По дороге, когда мы шли по улице, он командовал: «Запевай!» В каждом взводе был запевала. Он начинал песню, а мы подхватывали припев и орали: «Белоруссия родная, Украина золотая, твоё счастье молодое мы стальными штыками защитим!» Я тоже орал изо всех сил. Мне нравилось орать. Я был полон молодых сил, которые требовали выхода.Заведя нас в столовую, старшина командовал: «Снять головные уборы! Садись!» Мы садились за длинный стол, на котором стояла кастрюля с супом и поднос с хлебом, заранее нарезанным на порции по числу едоков. Если в нашем взводе было, скажем, двадцать пять человек, то было двадцать пять порций. Суп в кастрюле был рассчитан тоже на двадцать пять человек. По тарелкам суп разливал один из курсантов нашего взвода, которому доверял коллектив. Надо было разлить суп по тарелкам таким образом, чтобы во всех тарелках было одинаковое содержании, как по количеству, так и по качеству. Понятно, что сделать это было нелегко.Интересно было наблюдать за поведением людей. Некоторые с жадным вниманием следили за тем, как разливают суп. По окончании разливки они быстро хватали ту из тарелок, в которую, как им казалось, попало больше мяса. Другие демонстрировали полное отсутствие интереса к процессу разливки и брали ту тарелку, которая стояла ближе. К последней категории обычно относились люди из интеллигентных семей.Чем ниже развитие человека, тем больше он подвержен животным инстинктам и потому менее надёжен в экстремальных ситуациях. На фронте я убедился в правильности моих наблюдений. Впрочем, бывают и исключения из правил, но правила, тем не менее, остаются в силе. Для подтверждения моих обобщений сошлюсь на классика: Борис Лавренёв, «Сорок первый».Пора рассказать и об основной учёбе. Учебный план был построен на принципе взаимозаменяемости. Каждый член экипажа должен при необходимости заменить любого другого. На танке Т-34 образца 1943 года экипаж состоял из четырёх человек: командира танка (он же стрелял из пушки), заряжающего (он по команде командира заряжал пушку), механика-водителя и радиста-пулемётчика. Механик-водитель и радист-пулемётчик сидели внизу, в лобовой части танка. Остальные находились в башенном отделении. Конечно, основное внимание уделялось основной специальности. В учебном полку готовили всех членов экипажа, кроме командиров танка. Командиров готовили в офицерских училищах.Теоретические занятия проходили в классах. Мы изучали по плакатам устройство танка, его вооружение, тактику танкового боя и т.д.Главным предметом изучения для нас, радистов-пулемётчиков, была, естественно, танковая радиостанция, а также стрельба из пулемёта. Кроме того, все должны были уметь обращаться с винтовкой, автоматом, пистолетом и револьвером системы «наган».Практические занятия проводились в парке боевых машин. Когда я впервые увидел «живой» танк Т-34, меня охватил восторг. Как интересно было осваивать эту технику!Всё началось с элементарных, но абсолютно необходимых упражнений: нас учили по команде «по машинам!» занимать места в танке. В танке два люка: передний, слева по ходу танка, против места механика водителя, и верхний – в «потолке» башни. В передний люк сперва должен вскочить (ногами вперёд) радист-пулеметчик. Его место в танке справа – у пулемёта и рации. Потом должен вскочить механик-водитель и закрыть люк. В верхний люк вскакивает сперва заряжающий, а потом командир машины и тоже закрывает люк. Поскольку в танке должна быть взаимозаменяемость членов экипажа, мы по очереди менялись местами. Командир взвода, лейтенант Шестаков, стоял с секундомером и засекал время. Мы научились за 10 секунд занимать места в танке.Вождению мы учились на танкодроме, а стрельбе – на полигоне.Однажды мы выполняли на полигоне упражнение в стрельбе из танкового пулемёта по мишени, установленной на расстоянии 100 метров. Каждому стрелявшему старшина выдавал пять патронов, которые мы должны были зарядить в магазин пулемёта и поразить мишень очередью из пяти выстрелов. Ещё до стрельбы я залез в танк и попробовал прицелиться в мишень. К моему ужасу я не смог её чётко увидеть. Дело в том, что ещё в десятом классе у меня возникла близорукость.Началась стрельба. После того, как очередной курсант выполнял упражнение, все бежали к мишени, чтобы посмотреть результаты стрельбы. Я подошёл к командиру взвода и признался ему, что у меня близорукость, и я могу не попасть в мишень. Из-за плохого зрения меня могут отчислить из танковых войск, а я хочу быть танкистом. «Идите и стреляйте, всё будет в порядке», – сказал командир. Когда после моей пулемётной очереди курсанты хотели бежать к мишени, лейтенант приказал: «Всем оставаться на огневой позиции. Я сам посмотрю». Вернувшись от мишени, он сказал старшине: «Запишите: одна четвёрка, одна двойка, остальные – мимо». Мишень поражена. Я так и не знаю, действительно ли я попал в мишень, или меня выручил командир.У нас в распорядке дня было предусмотрено время для личных дел: два часа перед отбоем. Однажды в это время пришёл штабной посыльный и сказал, что мне приказано явиться в штаб полка. Я удивился, но привёл себя в порядок и направился в штаб. Обратившись к дежурному офицеру, я спросил его, кто меня вызывал. Офицер тоже удивился и сказал, что он никого за мной не посылал, и вообще в штабе никого нет из начальства. Потом подумал и сказал: «Попробуйте зайти в комнату №11». Я последовал его совету. Постучавшись в дверь и услышав «Войдите!», я вошёл и увидел капитана, сидящего за столом. «Соколов Владимир Иванович?» – спросил капитан, «Так точно», – ответил я. Капитан вежливо пригласил меня присесть и начал разговор.Доверительно, дружелюбно он внушал мне, что я, как честный комсомолец, должен помогать органам выявлять врагов нашей страны. Это могут быть не обязательно агенты немецкой разведки, а просто трусливые люди, которые не хотят воевать и готовы дезертировать из армии. А могут быть и такие, которые не одобряют действий партии и правительства. Это тоже потенциальные враги, которые могут быть легко завербованы вражеской разведкой. Мне рекомендовалось прислушиваться к разговорам и докладывать об услышанном.Я с первых слов капитана сообразил, о чём идёт речь, и мучительно думал о том, как мне выкрутиться. Я заверил его в том, что, если бы я обнаружил агентов врага, то непременно сообщил бы об этом по собственной инициативе. Однако это его не устроило. Он сказал, что я должен являться к нему раз в неделю, независимо от результатов моей «работы». Я не должен никому, в том числе и командиру взвода, рассказывать о нашем разговоре. Для посещения капитана я должен придумать благовидный предлог, например обмен книг в библиотеке, которая находилась в здании штаба.Я решил применить принцип, о котором я уже говорил раньше: лучше сказать «есть!» и не выполнить, чем вступать в пререкания. Я ушёл от капитана и больше никогда к нему не приходил. А он меня больше не вызывал. Наверно, нашёл другого «стукача».Наше обучение закончилось в августе 1943 года. За отличную учёбу мне было присвоено внеочередное звание старшего сержанта. С удовольствием я нашил на погоны широкие лычки.7 сентября мы отбыли в Челябинск в маршевую роту, где из нас сфор- мировали экипажи танков, присоединив к нам командиров машин из офицерских училищ. Мы получили на заводе танки, погрузились в железнодорожный эшелон и 18 сентября двинулись на фронт".
"В целом служба в 30 УТП мало чем отличалась от службы в 11 УТП, описанной ранее. Разница состояла лишь в нас самих: в 11 УТП мы были новобранцами, в сущности детьми, пришедшими в армию из дома, а здесь – фронтовиками, прибывшими на переподготовку. Этим определялось наше отношение к учёбе и командному составу полка и, соответственно, их отношение к нам. Можно сказать, что жизнь в 11 УТП была веселее и казалась продолжением школьных или институтских дней.
Питание в 30 УТП было неважное. Мне казалось, что оно хуже, чем в 11 УТП".
Комментариев нет:
Отправить комментарий